25 вопросов для выявления ЛПР в B2B-продажах

Нет ничего более неприятного чем выяснить, что человек, с которым вы вели переговоры о покупке, не является лицом, принимающим решение (ЛПР). Ведь в этом случае, чтобы закрыть сделку, понадобится гораздо больше времени, чем вы ожидали (если вообще удастся ее завершить продажей).
Менеджеры продаж сталкиваются с такой ситуацией постоянно. Однако вы можете полностью избежать такой ситуации, задавая правильные вопросы в ходе переговоров с клиентом и сбора информации.
Конечно, не всегда может быть корректно спрашивать клиента напрямую: "Вы принимаете решение?”.
Такой вопрос может привести к тому, что дальнейшие переговоры будут проходить далеко не в позитивном русле. А ухудшение отношений с контактным лицом, даже если это не ЛПР, отрицательно скажется на итогах переговоров, таким образом вы теряете влияние на этого контрагента.
Квалификация клиента – это один из необходимых этапов работы с запросом. Ранее мы публиковали статью «Квалификация клиентов: как перестать тратить время отдела продаж впустую». Предлагаем вам с ней ознакомиться до или после того, как вы прочтете эту статью.
25 вопросов, чтобы выяснить, кто же принимает решение, не «наломав дров» в общении с другими контактными лицами
- Кто еще вовлечен в этот процесс?
- Кто будет использовать продукт? (Если контактное лицо скажет “Я буду использовать”, тогда следует уточнить “А ваше руководство будет оценивать пользу от приобретения? На что они будут обращать внимание?”)
- На основании каких критериев будут принимать решение другие заинтересованный стороны?
- Какой последний продукт в этой категории вы купили? Кто участвовал в его покупке?
- Как строится процесс принятия решения о покупке в вашей компании?
- Вы участвовали в закупках аналогичной продукции ранее? (Если ответ будет «Нет», спросите: “Нужна ли вам моя помощь в продвижении сделки и выяснении, кого подключить к принятию решения о покупке, с учетом моего опыта продаж?”)
- В ходе прошлой сделки меня просили подключить [наименование должности] и [наименование должности] к переговорам для окончательного принятия решения. Имеет ли смысл подключить сотрудников на аналогичных должностях к принятию решения в вашей компании?
- Будут ли другие отделы или подразделения использовать [наименование товара]? Хотят ли они принять участие в процессе выбора поставщика?
- Как принимались аналогичные решения ранее?
- Подводя итог, как я могу помочь в том, чтобы эту покупку вам одобрили?
- Есть ли еще кто-нибудь, с кем я должен встретиться, чтобы получить полную картину того, как вы и ваши коллеги будут использовать [наименование продукции] и какие у вас потребности?
- [Имя], в вашей компании вы отвечаете за принятие решения по [наименование категории товаров]?
- Я знаю, что сотрудник с [наименование зоны ответственности] почти всегда участвует в принятии решения по нашему продукту. Должны ли мы в нашем случае подключить его к обсуждению?
- Я уверен, что вы не понаслышке знаете, как сложно принимаются решения в компаниях. Давайте вместе поработаем над тем, чтобы ваша компания начала получать [перечисление конкретных преимуществ] как можно скорее. С кем нам необходимо встретиться?
- Как у вас в [команда, отдел, подразделение, компания] принимают решение о покупке?
- Есть ли у вас в компании какая-то группа, ответственная за выбор [партнер, поставщик, решение]?
- Какова ваша роль в процессе принятия решения?
- На ваш взгляд, о каких пожеланиях или проблемах от других заинтересованных сторон в принятии решения я должен знать?
- Кто будет подписывать договор? Нужна ли вам какая-либо информация от меня относительно презентации нашего товара для передачи информации [должность], чтобы он принял решение?
- Как долго вы занимаетесь поиском решения, и почему начали этот поиск? (Ответ поможет выявить, является ли контактное лицо младшим в цепочки принятия решения, ответственным лишь за первичный сбор информации о поставщике).
- По опыту работы с другими моими клиентами, могу сказать, что [наименование должности] обычно хочет поделиться своими соображениями по поводу такой покупки. Мы должны подключить его к переговорам?
- Может ли [вероятный ЛПР] быть заинтересован в обсуждении сделки с [человек с соответствующей должностью у вас в компании]? (Этот вопрос поможет вам добраться до держателя бюджета в компании, в случае если ваше контактное лицо не сможет обеспечить доступ к нему)
- Вы являетесь единственным, кто отвечает за [проект, инициативу покупки]?
- Как я могу помочь вам «продать» нас коллегам в ходе ваших встреч и переговоров внутри компании?
- Вам нужны какие-либо материалы от меня, чтобы презентовать нас своему руководителю?
Айя Фрост, автор блога о продажах и карьере
Перевел и адаптировал Ефим Марковецкий, Clientbridge
Оригинал статьи