Непроходимый секретарь: стандарты работы
Ежедневно в любую организацию поступают десятки, а то и сотни холодных звонков от различных «продавцов» товаров и услуг. Даже на своем собственном опыте мы можем констатировать, что холодные звонки, как инструмент активного привлечения новых клиентов, с кризисом только набирает «популярность», причем в самых различных сферах. Только за последнюю неделю к нам в Clientbridge звонили «продавцы» транспортных услуг, ИТ-услуг, телефонии, бухгалтерских услуг, финансовых услуг, офисных товаров, рекламной продукции, переводческих услуг и др.
В ситуации, когда в компанию поступает много продающих звонков, существенно возрастает роль секретаря. Данная «роль» включает в себя:
- Определение важных и отсев неактуальных для компании звонков;
- Ограждение других сотрудников от нецелевого общения с назойливыми продавцами.
Существует правило: чем выше деловая активность в вашем регионе, или чем крупнее ваша компания, тем выше должна быть квалификация вашего секретаря.
Точка зрения продавцов: секретарь – враг
Профессионально работая в сфере обучения и развития менеджеров продаж, нам часто приходится слышать негативное отношение продавцов к секретарям. Разумеется, ведь, по мнению продавцов, секретари мешают им выполнять их планы продаж и зарабатывать!
Продавцы считают, что их предложение уникально и действительно выгодно для компании, а секретари слишком субъективны, когда принимают решение соединять их с закупщиком или нет.
Так, по мнению ряда менеджеров, каждый секретарь руководствуется собственным набором критериев, по которым и принимает решение – соединять или не соединять. И если, к примеру, секретарь посчитает, что звонок от менеджера не важен, продавца на закупщика не переключают.
Однако продавцы не всегда помнят о том, что в некоторых компаниях действительно существуют директивы, запрещающие соединять с нужным сотрудником, если есть признаки продавца.
Точка зрения секретарей: у большинства менеджеров продаж слишком низкая квалификация
Для данной статьи мы провели несколько интервью и собрали мнения секретарей из различных компаний. Нас интересовали их подходы к обработке входящих холодных звонков. Нас интересовало, прежде всего, то, по каким критериям секретари распознают в звонившем продавцов?
Продавца я определяю сразу. Меня всегда сразу настораживает, когда хотят услышать генерального директора («мы с ним общались, обещали созвониться»). Если люди тесно общались, значит, есть визитка, внутренний или мобильный номер телефона. Они могут связаться напрямую. Вопрос: если вы тесно общаетесь, почему вы звоните на этот номер телефона?! (из диалога с секретарем)
Как выяснилось, часто встречаемых «раздражителей», на которые обращают внимание большинство секретарей, набралось не так уж и много (не более пяти):
- «Роботизированный» голос на другом конце провода. По мнению секретарей, такое случается, когда продавец или слишком много работает или чересчур формально «работает по скрипту».
- Агрессивность, напористость «с первых шагов». По мнению секретарей, этим часто «грешат» продавцы бухгалтерских услуг, с ходу требующие срочно соединить их с руководством. При этом все секретари, которых мы интервьюировали, считают, что напускное агрессивное поведение, «скрытность» и «нахрапистость» только усугубляют положение продавца.
- Продавец начинает продавать секретарю. Не слишком большой тайной является то, что секретарю абсолютно безразлично – кто позвонил и по какому вопросу. Секретарю важно правильно и быстро маршрутизировать звонок на адресата. Если «продавец» начинает примерно так: «Добрый день, меня зовут Алексей, я представляю компанию ХХХ, мы занимаемся…», его шансы стремятся к нулю. Потому что он себя ведет как 90% нерадивых продавцов, которые не проходили никакого обучения или поленились прочитать базовую литературу по продажам.
- Продавец в разговоре с секретарем употребляет слова «сотрудничество» и «предложение». Позвонивший сразу раскрывает в себе продавца и облегчает секретарю принятие дальнейшего решения. Сценарий такой беседы в подавляющем большинстве случаев заканчивается примерно так: «У вас предложение? Отправьте на email, если заинтересует, мы с вами свяжемся».
- Продавец не знает «правильных» ответов на контрольные вопросы. Чтобы оперативно выяснить цель звонка, отделить важные звонки от «спама» и принять решение о маршрутизации, секретари часто используют приблизительно такой набор контрольных вопросов:
- Как вас представить?
- По какому вы вопросу?
- У вас какое-то предложение?
- Вы уже беседовали с этим сотрудником? Он ждет вашего звонка?
И если по итогам полученных ответов у секретаря формируется понимание, что звонок будет неактуален ответственному сотруднику, либо менеджер продаж звонит с предложением, а может быть он «плавает» в ответах, телефонный звонок на этом, как правило, завершается поражением продавца.
Отсутствие человеческих интонаций в голосе настораживает и не хочется даже выслушивать. Сразу понятно, что это звонит колл-центр (из диалога с секретарем)
Советы по проходу секретаря
Если перевести мнения опрошенных нами секретарей на язык рекомендаций, то может получиться следующий список:
- Секретарь любой компании играет важную роль в активных продажах: распределяет звонки, принимает решение о степени их важности. Опытный продавец должен строить свою речь так, чтобы не вести себя как типичный продавец.
- Секретарь любой уважающей себя компании обязан в корректной форме ответить на дружелюбно заданные вопросы. Для продавца это означает, что правильно строя разговор, он может получить полезную для себя информацию.
- Грамотный менеджер активных продаж должен заранее заготовить ответы на контрольные вопросы секретаря. При этом формулировки ответов должны быть такими, чтобы секретарю было понятно, что:
- Это звонит не «продавец»
- Данный вопрос важен и надо срочно соединить менеджера с нужным сотрудником
И напоследок еще одна финальная история от наших знакомых секретарей:
Однажды нам настойчиво звонила девушка, менеджер продаж услуг по сертификации. Каждый день звонила и была, в общем, вежлива. И эта вежливая настойчивость, в общем-то, вызывала уважение. Девушка терпеливо просила соединить с руководителем, ссылаясь на то, что много времени не займет. И я все-таки соединила ее с этим руководителем (из диалога с секретарем)
Следите за качеством своей работы, отрабатывайте интонации и следите за содержанием своих диалогов с секретарями. Будьте дружелюбны, терпеливы, последовательны и в меру настойчивы при общении с секретарями. И успешных вам активных продаж!
Андрей Барсуков
Ведущий консультант Clientbridge