11 советов по построению отношений с клиентом на этапе реализации проекта
Этап реализации проекта - самый важный этап для сохранения и развития отношений с клиентом. И самая большая ошибка клиентского менеджера на данном этапе - это сфокусироваться лишь на реализации проекта и забыть о выстраивании отношений. Безусловно, важно соблюдать сроки исполнения каждого этапа проекта и выполнять работы максимально качественно. Однако, это не все. Работа по выстраиванию и сохранению отношений поможет вам в будущем. Целенаправленная деятельность по развитию отношений поможет вам получить еще больше денег от клиента, увеличив вероятность его повторных закупок. Другими словами, вы влияете на такие целевые показатели, как:
- LTV – пожизненная ценность клиента;
- Количество повторных закупок клиентом.
Какие могут быть сложности на этапе реализации проекта?
Допустим, на более ранней стадии проекта нам уже удалось сформировать определенный уровень клиентского доверия и вовлеченности участников процесса. Впереди предстоит несколько месяцев совместной работы и перед нами стоит задача поддерживать уже достигнутый комфортный уровень клиентских взаимоотношений в течение всего срока жизни проекта (и далее на перспективу).
Какие сложности нас могут ожидать в случае «долгих» взаимоотношений с клиентом, которые могут длиться от нескольких месяцев до более года?
- Клиент может элементарно не рассчитать силы по ходу дистанции, периодически затягивая сроки промежуточных согласований, а значит общий проектный тайминг;
- Клиент может остаться недоволен текущей стадией проекта, тем самым ставя под сомнение будущую проектную работу;
- У клиента может по ходу меняться проектная команда, то есть потребуется вновь сформировать уровень доверия к проекту для каждого нового участника.
В своей практике мы сами используем и рекомендуем другим компаниям использовать сразу несколько принципов планирования взаимоотношений: на этапах реализации, удержания и развития отношений с клиентами.
Реализация проекта
- Не совершать ошибок на этапе реализации. Если вы совершаете ошибки, допускаете оплошности или работаете некачественно, то ничего вас не спасет;
- Периодически контактировать с клиентом, отчитываться о проделанной работе, делать свою работу более прозрачной для клиента;
- Вовлекать клиента в работу. Но при этом но не сильно напрягать;
- Периодически измерять удовлетворенность клиента и действительно менять что-либо исходя из этой обратной связи.
Удержание и развитие клиента
- Переходить из парадигмы «заказчик-исполнитель» в партнерскую модель – мы влияем на него, он влияет на нас, мы вместе делаем общее дело;
- Выстраивать отношения с несколькими центрами внутри клиента - несколько отделов/сотрудников;
- Периодически делать что-то «просто так» - приглашать клиентов на мероприятия, делать подарки в виде дополнительных услуг;
- Запрашивать рекомендации от клиента, просить рекомендовать вас его партнерам/знакомым;
- Интересоваться отраслью клиента, изучать аналитику по отрасли, становиться носителем интересной информации и обсуждать ее с клиентом;
- Посещать профильные выставки и значимые для клиента события;
- И, конечно же, поздравлять с днем рождения компании и другими праздниками (включая личные) и дарить подарки.
Мы рекомендуем выстраивать отношения с клиентом на системной основе и относиться к выстраиванию отношений как к технологии. Любая компания имеет возможность сформировать индивидуальный набор таких «рецептов успеха», тем самым повышая вероятность длительных взаимоотношений со своими клиентами при проектных продажах.
Андрей Барсуков, ведущий консультант Clientbridge